Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

московская консерватория

Энциклопедический словарь

Моско́вская консервато́рия - государственная им. П. И. Чайковского. Открыта в 1866 по инициативе Н. Г. Рубинштейна (её первый директор) на базе музыкальных классов (с 1860) Московского отделения императорского Русского музыкального общества; среди директоров были С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов. В 1997 на факультетах (фортепианном, оркестровом, вокальном, историко-теоретико-композиторском) обучалось около 1120 студентов. В составе Московской консерватории: оперная студия, нотная и книжная библиотека, лаборатория звукозаписи; информационно-вычислительный центр (с 1995), Музей им. Рубинштейна (с 1995) и др. Московской консерватории принадлежат лучшие в Москве Большой, Малый, Рахманиновский концертные залы. При Московской консерватории функционируют: академическое музыкальное училище, детская музыкальная школа; Центральная средняя специальная музыкальная школа (с 1936). См. также ст. Военно-дирижёрский факультет при Московской консерватории.

* * *

МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ - МОСКО́ВСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ им. П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич), основана в 1866, ведущий музыкальный вуз России, готовит вокалистов, музыкантов-исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов.

В составе консерватории 8 факультетов: фортепианный, вокальный, дирижерский, оркестровый, историко-теоретический, композиторский, исторического и современного

исполнительского искусства, повышения квалификации. В структуру вуза входят музыкальное училище, детская музыкальная школа-семилетка, Центральная средняя специальная музыкальная школа-десятилетка (основана в 1936), аспирантура и ассистентура-стажировка. Функционируют также Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования, Лаборатория звукозаписи и электронной музыки, Научно-творческий центр современной музыки, Кабинет «Музыкальные культуры мира», Научный центр русской церковной музыки им. Протоиерея Димитрия Разумовского, Учебно-научная лаборатория народной музыки при кафедре истории русской музыки. В Музее им. Н. Г. Рубинштейна (см. РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич) при консерватории представлены экспонаты, связанные с историей консерватории, ее создателем Н. Г. Рубинштейном, а также документы, автографы, фотографии, личные вещи, принадлежавшие композиторам и исполнителям, чья жизнь и творчество были связаны с Московской консерваторией. Научная музыкальная библиотека им.С. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович) - одно из крупнейших в России книжных и нотных хранилищ.

Консерватория - один из главных организаторов большинства проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

Была основана в 1866 на базе музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (см. РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО)) (ИРМО) по инициативе пианиста, дирижера, педагога и музыкально-общественного деятеля Н. Г. Рубинштейна, который стал ее первым директором (1866-1881). В дальнейшем должность директора Консерватории занимали С. И. Танеев (1885-1889), В. И. Сафонов (см. САФОНОВ Василий Ильич) (1889-1905), М. М. Ипполитов-Иванов (см. ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ) (1906-1922).

Первоначально консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке, который не сохранился до наших дней, а с 1871 - в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894-1901 на его месте по проекту архитектора В. П. Загорского были построены новое здание и знаменитый Большой концертный зал. Финансирование консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от нее освобождались). Курс обучения в консерватории до 1879 составлял 6 лет, затем - 9 и включал общеобразовательные и музыкальные классы - инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические. Учащиеся могли быть разных возрастов и степени подготовки. В 1920-1930-х гг. консерватория была реорганизована, приобретя свою нынешнюю структуру. В 1940 Московской консерватории было присвоено имя П. И.Чайковского, перед ее зданием был установлен памятник композитору (скульптор В. И. Мухина (см. МУХИНА Вера Игнатьевна)).

В Большом зале находится один из крупнейших в мире органов, на его сцене может расположиться оркестр из 130 музыкантов и хор в 250 человек. Большой зал отличается уникальной акустикой и предназначен для проведения симфонических концертов, а также хоровых, органных и камерных вечеров. Его стены украшены 14 портретами-медальонами классиков русской и западноевропейской музыки. Медальон с портретом Н. Г. Рубинштейна, основателя консерватории, размещен над сценой.

В 1983 к консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения, так называемый дом Колычевых. Консерватории принадлежат еще два московских филармонических зала, лучших в архитектурном и акустическом отношении - Малый и Рахманиновский.

Деятельность Московской консерватории связана с именами: Н. Я. Мясковского (см. МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич), Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), А. И. Хачатуряна (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич), Г. Г. Нейгауза (см. НЕЙГАУЗ Генрих Густавович), А. Б. Гольденвейзера (см. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР Александр Борисович), Л. Н. Оборина (см. ОБОРИН Лев Николаевич), Д. Ф. Ойстраха (см. ОЙСТРАХ Давид Федорович), Э. Г. Гилельса (см. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич), Ф. К. и А. Ф. Гедике (см. ГЕДИКЕ Александр Федорович), С. Н. Кнушевицкого (см. КНУШЕВИЦКИЙ Святослав Николаевич), А. В. Свешникова (см. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич), К. Н. Игумнова (см. ИГУМНОВ Константин Николаевич), П. Г. Чеснокова (см. ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич), А. Н. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Николаевич), А. В. Неждановой (см. НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна), И. К. Архиповой (см. АРХИПОВА Ирина Константиновна), С. А. Баласаняна (см. БАЛАСАНЯН Сергей Артемьевич), Э. К. Вирсаладзе (см. ВИРСАЛАДЗЕ Элисо Константиновна) и др.

Обучается около 1,5 тыс студентов (2005).

www.mosconsv.ru

www.consa.net.ru

Гуманитарный словарь

МОСКО́ВСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского) - крупнейшее высшее муз. уч. заведение в России. Открыта в 1866 на базе организованных в 1860 муз. классов Рус. муз. об-ва (РМО). Первые годы существования М. К. были осложнены отсутствием должной гос. поддержки со стороны пр-ва и имп. двора, разногласиями среди рус. музыкантов и муз. деятелей в отношении перспектив развития отеч. иск-ва, путей развития муз. образования. Уже в 60-70-х гг. М. К. завоевала признание серьезностью постановки уч. процесса. Основатель и первый дир. М. К. Н. Г. Рубинштейн (1866-81, вел также классы фп. и дирижирования) привлек к педагогич. работе видных рус. и зарубежных музыкантов: П. И. Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, К. К. Альбрехта, А. И. Дюбука, Э. Л. Лангера, А. К. Доора, В. В. Безекирского, Ф. Лауба, Б. Космана, А. Д. Александрову-Кочетову, Б. О. Вальзек, А. Р. Осберга, неск. позднее - С. И. Танеева, К. К. Клиндворта, Дж. Гальвани, И. В. Гржимали, Н. С. Зверева, А. Д. Бродского, П. А. Пабста и др. Первонач. курс обучения составлял 5 лет для певцов и 6 - для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей увеличился до 7 лет, для пианистов, скрипачей, виолончелистов - до 9 лет с разделением на 2 отделения: младшее (с 1-го по 5-й курс) и старшее (с 6-го по 9-й курс). Окончившие М. К. получали диплом "свободного художника". В начале своей деят-ности М. К., имея незначит. субсидии, существовала преимуществ. на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 руб. в год, для зачисляемых сверх плана - 200 руб.). Поэтому приходилось принимать большое кол-во учеников, не имеющих проф. данных, отсутствовало и рациональное распределение учащихся по специальностям. Подавляющее кол-во занимающихся в М. К. составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало. По спец. теоретич. предметам и по композиции училось всего неск. человек. В 1870 кол-во учащихся достигло 200. В 1871 М. К. из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в просторный дом кн. Воронцова на Большой Никитской, где находится поныне. (В 1878 дом был приобретен РМО и капитально перестроен на рубеже 19-20 вв.) В 1881 дир. М. К. стал Н. А. Губерт, в 1885 - С. И. Танеев, в 1889 - В. И. Сафонов, деят-ность к-рого в первое 10-летие способствовала особенному расцвету М. К. Он привлек к преподават. деят-ности выпускников М. К. А. И. Зилоти (1888-91), А. Н. Скрябина (1898-1903), Г. Э. Конюса, А. И. Галли и мн. др. В преподават. состав М. К. в 90-е гг. вошли также С. В. Смоленский, Ф. Бузони (1890-91), К. А. Кипп, В. М. Зарудная-Иванова, Л. И. Джиральдони, К. Эверарди, У. А. Мазетти, выпускники Петербургской конс. А. С. Аренский, Е. А. Лавровская. В 1893 начинает преподават. деят-ность М. М. Ипполитов-Иванов, в 1905-18 дир. М. К. (в 1918-22 ректор). Среди воспитанников М. К. дорев. лет - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. К. Метнер, И. А. Левин, Е. А. Бекман-Щербина, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев, Ел. Ф. Гнесина и др. Многие музыканты, окончившие М. К. в дорев. период, вошедшие в состав ее проф., в частности А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, стали активными деятелями сов. муз. культуры. После 1917 М. К. была включена в число гос. высших уч. заведений. Реорг-ция системы воспитания музыкантов привела к четкому разграничению общего начального, спец. ср. и высш. образования. Были разработаны структура высшего муз. уч. заведения, уч. планы, программы, принцип. основы построения уч. процесса. Во 2-й пол. 30-х гг. после ряда реформ установилась организационная система, к-рая с незначит. изменениями сохраняется поныне. В 20-е гг. было введено бесплатное обучение, предоставление стипендий нуждающимся студентам. Осуществлялась установка на привлечение к проф. муз. образованию трудовой молодежи: открыта Воскресная рабочая конс. (1927-33) и Муз. рабочий ф-т (1925-35). Успеху уч. занятий в 20-30-е гг. мешал недостаточный уровень подготовки выпускников ср. муз. уч. заведений. В 1931 при М. К. была создана группа для одаренных детей, в 1936 она влилась в созданную при М. К. Центр. детскую муз. школу с 11-летним курсом общего и муз. образования. С 1934 при конс. существует муз. уч-ще. В состав М. К. (1997) входят факультеты: композиторский, историко-теоретич., фортепианный, вокальный, оркестровый (внутри к-рого - кафедра оперно-симфонич. дирижирования), хорового дирижирования, а также действующий с 1960 военно-дирижерский ф-т. Воспитанниками М. К. сов. периода явились исполнители В. В. Борисовский, Э. Г. Гилельс, Г. Р. Гинзбург, М. И. Гринберг, Н. Г. Гутман, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, О. М. Каган, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, М. Л. Ростропович, Е. Ф. Светланов, Р. В. Тамаркина, В. В. Третьяков, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов и др.; композиторы Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др.; музыковеды Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, В. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и др. изв. музыканты. В различные годы проф. М. К. были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, М. М. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович, Э. В. Денисов, А. Г. Чугаев, Н. П. Раков, А. И. Пирумов, Н. Н. Сидельников, А. С. Леман; пианисты Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер, Л. Н. Власенко, Н. П. Емельянова; скрипачи К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич, альтист В. В. Борисовский, виолончелисты А. А. Брандуков, С. М. Кнушевицкий, С. М. Козолупов, Н. Н. Шаховская, С. Т. Кальянов; контрабасист И. Ф. Гертович, арфистка К. А. Эрдели, исполнители на духовых инструментах В. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Еремин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, С. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, Ф. Ф. Эккерт, вокалисты М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский, дирижеры симфонич. Оркестра Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов, дирижеры хора Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков, музыковеды С. С. Богатырев, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

В 1997 в М. К. был открыт эксперимент. ф-т исполнительского иск-ва, возглавленный А. Б. Любимовым. Программой нового ф-та явились идеи аутентичного исполнительства. В числе проф. ф-та - Н. Г. Гутман, М. И. Пекарский. В М. К. преподают композиторы Ю. А. Фортунатов, Т. Н. Хренников, Н. Н. Сидельников, А. А. Николаев, К. С. Хачатурян, Р. С. Леденев, В. Г. Агафонников, Т. А. Чудова, А. В. Чайковский, Ю. В. Воронцов, Л. Б. Бобылев, К. К. Баташев, А. А. Кобляков; пианисты В. К. Мержанов, С. Л. Доренский, М. С. Воскресенский, Л. Н. Наумов, В. В. Горностаева, Э. К. Вирсаладзе, М. С. Петухов, Ю. С. Слесарев, Н. А. Петров, Г. Г. Мирвис; скрипачи М. Л. Яшвили, И. В. Бочкова, Э. Д. Грач, С. И. Кравченко; альтисты Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Г. И. Одинец; виолончелисты Т. А. Гайдамович, И. И. Гаврыш; хоровые дирижеры Б. Г. Тевлин, Б. И. Куликов, Б. М. Ляшко, А. С. Андрусенко, В. И. Краснощеков, С. С. Калинин, И. Г. Агафонников; оперно-симфонич. дирижеры Г. К. Черкасов, Г. Н. Рождественский, Д. Г. Китаенко, Ю. И. Симонов, музыковеды И. А. Барсова, А. И. Кандинский, Г. В. Крауклис, В. В. Задерацкий, Е. В. Назайкинский, Ю. Н. Холопов, В. Н. Холопова, Е. Б. Долинская, А. Н. Соколов; вокалисты И. И. Масленникова, И. К. Архипова, П. И. Скусниченко, В. Н. Кудрявцева-Лемешева, Е. Г. Кибкало, П. С. Глубокий, Г. С. Писаренко; исполнитель на духовых инструментах А. В. Корнеев, В. В. Петров, Ю. Н. Должиков и мн. др. М. К. награждена двумя орденами Ленина (1946, 1966).

Лит.: Келдыш Ю. В. 100 лет Московской консерватории. М., 1966; Московская консерватория, 1866-1966. М., 1966; Миронова Н. А. Московская консерватория: Истоки: Воспоминания и документы. Факты и комментарии. М., 1995.

Орфографический словарь

Моско́вская консервато́рия

Полезные сервисы

московская консерватория им. п. и. чайковского

Большой энциклопедический словарь

МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. П. И. Чайковского - основана в 1866. Готовит вокалистов, музыкантов-исполнителей, дирижеров, хормейстеров, музыковедов и др. В 1991 ок. 1 тыс. студентов.

Полезные сервисы